пятница, 8 февраля 2013 г.

чайковский первый концерт для фортепиано с оркестром

замечательное для Вас ; Название, вакансии. ; Магазина, магазинов бытовой техники, рада барахла. ; ; Сетка штукатурная . ; Коллекции.

2003—2013 © « ». Проект  

| | | | | | | | | | |

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян, солист Святослав Рихтер. Запись 1963 года.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ 1, Ор. 23, си-бемоль минор. Запись в mp3

В настоящее время Первый концерт Чайковского - одно из самых репертуарных его произведений. Особенно часто оно звучит в дни конкурса имени Чайковского в Москве.

Примечательно, что в последний свой концерт 16 октября 1893 года, когда состоялась премьера , Чайковский также исполнил свой Первый концерт. Его играла пианистка Аус дер Оэ, участница американских гастролей Чайковского. Таким образом Чайковский простился с русской публикой, со своими современниками - музыкой Шестой симфонии и Первого концерта для фортепиано с оркестром.

Во время гастролей Чайковского по Америке в 1891 году неоднократно звучал Первый концерт. Играли его и под управлением композитора при открытии в Нью-Йорке зала "Карнеги - холл". Популярность этого сочинения Чайковского, получившего свое признание именно в этой стране более десяти лет назад, проявилась в том, что всевозможные приглашения и приветствия Чайковскому издавались с темами из Первого концерта.

Чайковский благодарил Бюлова в письме 1 декабря 1875 г., где писал, что он очень хотел бы присутствовать на концертах в Америке, чтобы познакомиться с интерпретацией Бюлова, поскольку он недоволен премьерой своего концерта 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под руководством Э.Ф.Направника с солистом Густавом Кроссом. Он надеется на успех второго исполнения, которое состоится через два дня в Москве, а именно с солистом С.Танеевым и дирижером Н.Рубинштейном. Последний пересмотрел свое прежде отрицательное мнение, и, может быть благодаря интересу Бюлова к этому произведению, сам решил сначала продирижировать его в Санкт-Петербурге и Москве, а потом впервые сыграть его. Впоследствии концерт занял в репертуаре Рубинштейна прочное место.

25 октября 1875 года он исполнил концерт в первый раз, а именно в Бостоне с американским дирижером Б.Лангом, "молодым элегантным коллегой". Бюлов сообщал Клиндворту: "Исполнение под управление американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом . Критика пока несколько тяжеловесна и неуверена, но она еще больше обратит внимание на Чайковского, как только успех будет подтвержден в Нью-Йорке и Филадельфии. Сообщи о прилагаемых рецензиях, твоему, нашему другу, он, конечно, будет благодарен тебе, ведь это ты впервые вызвал мой интерес к нему." О концерте в Нью-Йорке 22 ноября 1875 года Бюлов писал Клиндворту: "Концерт под управлением Дамроша прошел здесь еще лучше, чем в Бостоне, решительно завоевал всех и в субботу будет исполнятся еще раз. Чайковский сделался популярным в Новом Свете."

Замена имени Н.Рубинштейна именем Бюлова на рукописи Первого фортепианного концерта вызвана обидой Чайковского за уничтожительный приговор его ментора и директора консерватории, который вынес тот по поводу фортепианного концерта ор.23, когда Чайковский проиграл ему его в рождественский вечер 1874 года. Рубинштейн сказал, "что мой концерт никуда не годится..." В ответ Чайковский заявил: "Я не изменю ни единой ноты... " Карл Клиндворт, высоко чтимый Чайковским как пианист и коллега по Московской консерватории, рекомендовал фон Бюлова, своего коллегу и друга, в качестве исполнителя, в то время как Чайковский сначала имел в виду своего ученика С.И.Танеева. Клиндворт передал Бюлову рукописную партитуру фортепианного концерта с посвящением, которому Бюлов особенно обрадовался. Бюлов в письме к Чайковскому от 13 июня 1875 года поблагодарил и выразил сое восхищение новым произведением. Бюлов сообщил, что он будет играть этот фортепианный концерт во время своего турне по Америке осенью 1875 года. Чайковский с радостью ответил 1 июня 1875 г., что он чувствует себя очень польщенным. Тщательно готовился Бюлов к первому исполнению: "Я испытал удовольствие, овладевая концертом Чайковского, посвященным мне. Он требует очень больших усилий, но стоит их".

В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В 1 части, в главной партии им использован напев лирников, услышанный им на Украине. Сам композитор писал об этом так: "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента - лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта". В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню "Выйди, выйди, Иваньку." По воспоминаниям , во 2 части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.

В России концерт впервые исполнил . Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке.

Первый концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Он предназначался Чайковским для исполнения . Однако пианист посчитал концерт чрезмерно сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Правда, изменил посвящение, сделав его , знаменитому немецкому пианисту, ученику . Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне.

Первый концерт для фортепиано с оркестром

Жизнь и творчество русского композитора

Чайковский | Первый концерт для фортепиано с оркестром

Комментариев нет:

Отправить комментарий